Эластография печени

Инновационный метод диагностики, позволяющий определить степень фиброза печени. Безболезненно, быстро и достоверно.

Без очередей
    Доказательная медицина
    Внимательный персонал

Что такое эластография печени и когда она нужна

Эластография печени – вид ультразвукового исследования с определением показателей эластичности и жесткости тканей органа. Метод является альтернативой биопсии и позволяет определить степень фиброзного повреждения печени.

Фиброз печени – состояние, при котором здоровые клетки органа постепенно замещаются соединительной тканью. Чем дольше длится процесс, тем большее количество клеток печени подвергаются изменениям. Органу все сложнее справиться со своими функциями, при этом пациент может не чувствовать тревожных симптомов.

Клетки печени способны восстанавливаться. Легкая степень фиброза успешно лечится медикаментозными методами. Запущенные стадии поражения печени сложнее поддаются лечению и могут привести к циррозу. Своевременная диагностика с помощью эластографии позволяет вовремя обнаружить проблему и назначить эффективную терапию.

Показания к проведению процедуры:

• все виды гепатитов;
  • цирроз;
  • жировой гепатоз печени;
  • воспаление желчного пузыря и желчевыводящих путей;
  • фиброз печени;
  • синдром Жильбера и прочие наследственные заболевания;
  • воспалительные процессы при стеатогепатите;
  • диагностика онкологии.

Врачи рекомендуют сделать эластографию печени людям с повышенной массой тела, синдромом хронической усталости, сахарным диабетом, а также при повышенном уровне показателей цитолиза (АЛТ, АСТ, ГГТ). Эластография печени также назначается при злоупотреблении алкоголем и после длительного курса лекарственными препаратами. Все эти факторы повышают риск развития заболеваний печени.

Эластография – безопасная процедура, которая практически не имеет противопоказаний.

Относительные ограничения:

• беременность;
  • наличие жидкости в брюшной полости (асцит);
  • установленный кардиостимулятор.

Что показывает эластография печени

Эластичность тканей исследуемого органа определяет степень фиброзного изменения. Чем жестче ткани, тем более выражен фиброз.

В процессе исследования уточняется:

• стадия перерождения здоровых клеток в соединительную (фиброзную) ткань;
  • структура новообразований, их доброкачественный или злокачественный характер;
  • состояние абдоминальных лимфоузлов.

Эластографию печени врач может порекомендовать сделать для уточнения диагноза перед началом лечения, для отслеживания динамики заболевания, а также с целью оценки эффективности проводимой терапии. Восстановление печени после фиброза – длительный процесс, поэтому после проведенного курса лечения доктор может назначить контрольное фибросканирование через несколько месяцев.

Преимущества эластографии печени сдвиговой волной

Инновационная процедура проводится с помощью ультразвукового оборудования последнего поколения. Специальный УЗИ-датчик создает сдвиговые волны и измеряет показания эластичности тканей.

Эластография сдвиговой волной официально одобрена Российской ассоциацией специалистов УЗИ-диагностики, как точный метод неинвазивной оценки диффузных изменений печени.

Главные преимущества процедуры – безболезненность и точность. Картина по итогу обследования получается более полной, чем при биопсии, когда исследуется только ограниченный кусочек ткани.

Эластография печени в «Балтмед на Васильевском острове»

Жарков Алексей Петрович
Для обследования печени мы используем аппарат экспертного класса Canon Aplio 500. Оборудование позволяет провести качественную эластографию и гарантирует безупречное качество визуализации органа.
Семейный врач, терапевт, специалист УЗИ диагностики. Главный врач клиники

Первая ультразвуковая волна дает корректное изображение исследуемого органа. Вторая сдвиговая волна отвечает за измерение степени жесткости тканей. Результат процедуры выглядит как количественная карта с цветовым кодированием.

Данные исследования расшифровываются специалистом клиники и выдаются пациенту на руки с подробным разъяснением полученного результата в день приема. При наличии отклонений от нормы мы рекомендуем обратиться к нашему гастроэнтерологу. Врач оценит результаты эластографии печени, по необходимости порекомендует дополнительные анализы и назначит эффективную терапию.

Подготовка к эластографии печени

Чтобы исследование печени было наиболее точным, к нему нужно подготовиться. Рекомендации такие же, как перед проведением обычной УЗИ-диагностики:

• за два дня до исследования исключить алкоголь и газообразующие продукты: капуста, бобовые, черный хлеб, молоко;
  • перед процедурой не принимать пищу за 4–6 часов.

Как проходит процедура

Процедура занимает около 15–20 минут, проходит комфортно и безболезненно. Пациент снимает одежду с верхней части тела и ложится спиной на кушетку. Врач перемещает датчик по коже в области правого подреберья. По ощущениям УЗИ печени с эластографией схоже с рядовым ультразвуковым исследованием.

Интерпретация результатов эластографии печени

Для максимальной точности результата за одну процедуру проводится сразу несколько измерений. На их основе определяется средний показатель жесткости тканей.

Стадия фиброзных изменений печени оценивается по шкале Metavir:

Эластография печени

При этом 0 — отсутствие фиброза, 4 — стадия цирроза печени.

Возможные варианты лечения

Фиброз – следствие основного заболевания. Для его успешного лечения необходимо устранить первопричину. По результатам эластографии врач составляет индивидуальный план терапии.

Возможные рекомендации:

• соблюдение специальной диеты;
  • исключение приема алкоголя;
  • прием противовирусных средств;
  • поддержка физической активности;
  • назначение гепатопротекторов и иных препаратов.

Своевременно назначенное лечение и точное соблюдение рекомендаций позволяет остановить патологическое изменение тканей органа и запустить процессы восстановления печени.

Есть ли разница между эластографией, эластометрией и фибросканированием печени

Процедуры похожи и преследуют одну цель – определение плотности и эластичности тканей печени. Эластометрия (фибросканирование) печени проходит на аппарате «Фиброскан». Она проводится «вслепую» в одной точке, без учета строения тела пациента. Это может ухудшить визуализацию и дать ложные результаты исследования.

Эластография сдвиговой волной – более достоверный метод диагностики, чем исследование на “Фиброскане”. Эластография печени позволяет точно установить границы пораженного участка и уровень фиброзных изменений. Информативность процедуры не зависит от возраста и конституции пациента.

Врачи, проводящие процедуру

Стоимость эластографии печени

• Узи печени с эластографией сдвиговой волны