Кому и когда нужна медкнижка?
Санитарная (медицинская) книжка – специальный документ, который подтверждает, что у человека нет противопоказаний по здоровью для работы в определенных сферах. Цель санкнижки – предотвратить распространение инфекций, которые может переносить конкретный сотрудник.
Документ необходим людям, работающих в следующих отраслях:
- заведения общепита: кафе, столовые, фудкорты, бары, рестораны;
- индустрия отдыха: гостиницы, хостелы, клубы, игровые;
- спортивно-оздоровительные учреждения: бассейны, секции, фитнес-клубы, санатории, пансионаты;
- продажа продуктов питания: рынки, супермаркеты, продуктовые лавки;
- продажа косметики, парфюмерии, лекарств и товаров для детей;
- учебные заведения: школы, детские сады, колледжи, интернаты, ВУЗы;
- предприятия общественного транспорта;
- медицинские учреждения: больницы, поликлиники, стоматологические клиники;
- бытовые и коммунальные службы.
Расходы на медосмотры для оформления личной медицинской книжки (ЛМК) как правило, берет на себя работодатель.
Контингент работников, которым требуется оформление санкнижек, определяется, в основном:
- Письмом Минздрава РФ от 07.08.2000г. №1100/2196-0-117;
- Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005г. № 402;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н;
- Федеральным Законом от 02.01.2000г. №29.
Отсутствие санкнижки влечет за собой штраф. Финансовую ответственность будет нести не только сам работник, но и его руководство.
Выдача санкнижек и контроль их наличия у сотрудников – зона ответственности Роспотребнадзора. Документ можно оформить через ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии”, либо обратившись в аккредитованную клинику.
Срок действия санкнижки
Срок действия ЛМК зависит от конкретной профессии. В среднем, документ продлевается каждые 1–4 года.
Продление медицинской книжки не означает, что придется заново обойти всех специалистов. Осмотр некоторых врачей и сдача анализов может проводится ежегодно, другие же специалисты дают допуск на более долгий срок. Новые данные заносятся в книжку, и документ продлевается до новой даты. Обычно продление санкнижки – более быстрая и дешевая процедура, чем ее первичное оформление.
Как долго оформляется санкнижка?
Процесс оформления медкнижки состоит из нескольких этапов:
- получение и регистрация ЛМК;
- сдача необходимых анализов и осмотр специалистов;
- прохождение аттестации по гигиенической подготовке;
- внесение данных в санитарную книгу.
Бланк медицинской книжки невозможно приобрести самостоятельно. В свободную продажу документ не выпускают. Санкнижки именные, каждая из них заносится в специальный реестр. Получить документ на руки можно только в медучреждении, либо самостоятельно в Центре гигиены.
Гигиеническая подготовка – получение теоретических знаний по соблюдению норм гигиены. Формально она проходит очно в Центре гигиенического образования населения или в клинике, где оформляется санкнижка. Подготовка может проводится в самом учреждении, либо с выездом в аккредитованный центр. На практике обучение, как правило, заключается в самостоятельном изучении материала на сайте Центра и внесения соответствующей «галочки» в готовую санкнижку.
Медкомиссия может занимать разное время. Это зависит от объема требований по конкретной профессии. В среднем, от момента обращения в аккредитованную клинику до получения готового документа проходит 3-7 рабочих дней.
Оформление ЛМК по приказу №90Н
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 18.02.2022 утверждена форма электронной личной медицинской книжки. Документ дополняется по результатам медосмотров сотрудников в подсистеме ЭЛМК ФГИС. Организацией занимаются уполномоченные Роспотребназором медицинские учреждения. Санкнижка может быть также оформлена в бумажном варианте.
Обратиться за оформлением ЛМК работники могут самостоятельно через портал Госуслуг. Приказ вступает в силу 1.09.2023 и действует 6 лет.
Перечень необходимых врачей и исследований
В ЛМК вносятся результаты медицинских обследований работника, включая предварительные (при трудоустройстве) и периодические медосмотры.
Стандартный набор анализов при прохождении предварительного осмотра:
- клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой;
- реакция Вассермана;
- измерение уровней холестерина и глюкозы;
- клинический анализ мочи;
- анализ кала на инфекции и гельминтозы;
- гинекологические мазки на флору и онкоцитологию;
- ФЛГ (флюорография).
Список основных специалистов, которых необходимо посетить:
- врач-терапевт;
- психиатр;
- нарколог;
- невролог;
- гинеколог (для женщин).
Общие требования могут быть скорректированы под нюансы вашей профессии. Для некоторых отраслей список будет больше, а в других специальностях требования к санкнижке и объему медкомиссий наоборот минимальны.
Документы для оформления ЛМК
При первичном оформлении меднижки понадобятся:
- паспорт РФ;
- СНИЛС (на бумажном или электронном носителе);
- черно-белая или цветная фотография 3х4 (2 шт.)
Требования в 2022 году к фото на ЛМК:
- размер 3х4 см;
- четкое изображение;
- светлый фон;
- матовая бумага;
- лицо должно занимать 70-80% от общего размера фото, расстояние от головы до края фото 2–4 мм;
- отсутствие головного убора (за исключением религиозных атрибутов);
- очки с незатемненными линзами.
Фотография должна быть сделана не ранее чем за 6 месяцев до подачи документов.
Стоимость санкнижки
Стоимость оформления медкнижки определяется различными факторами. Прежде всего, это профессия и условия труда работника. Они влияют на объём необходимых обследований и, соответственно, на конечную стоимость ЛМК.
Оформить медицинскую книжку в Санкт-Петербурге и получить допуск от всех требуемых специалистов можно через клинику «БалтМед на Васильевском острове». У нас есть лицензия на данную услугу и опыт по оперативному оформлению ЛКМ. Все этапы работы построены так, чтобы вы провели в клинике минимальное количество времени и при этом вовремя получили необходимые документы.